Пропорция бензин масло — калькулятор, таблицы, особенности выбора соотношения

пропорция бензин масло
пропорция бензин масло

Правильная пропорция бензина и масла важна для двухтактных двигателей. Ведь именно здесь, в отличие от четырехтактных ДВС, смазывание поверхностей коленвала, поршневой группы, подшипников происходит при помощи масла, содержащегося в бензине. Перенасыщенное маслом топливо приведет к появлению сажи на цилиндрах и уменьшению КПД двигателя. Нехватка же масла приведет к разрушению поршневых колец, заклиниванию мотора из-за чрезмерного трения.

В данном обзоре приведен калькулятор пропорции бензин-масло для двухтактных двигателей. Он облегчит расчет топливной смеси. Также рассмотрены основные рекомендации, правила смешивания и таблицы пропорций бензина и масла.

Пропорция бензин масло — онлайн калькулятор

При приготовлении топливной смеси необходимо соблюдать указанную в инструкции пропорцию. Для расчета введите количество бензина, которое будет использоваться. Далее укажите соотношение (пропорцию) масла к бензину. Например, введя значение 20, получим соотношение 1 к 20 (1 часть масла к 20 частям бензина).

Нажав кнопку «Рассчитать» вы получите результат — требуемое количество масла в литрах и миллилитрах.

пропорция бензин масло Количество бензина, л
Соотношение масла и бензина, 1 к
пропорция бензин масло Требуемое количество масла, л
Требуемое количество масла, мл

Для приготовления смеси:

  1. Наливается бензин в емкость до необходимой отметки.
  2. Доливается масло до верхней отметки.
  3. Закрывается крышка и производится перемешивание смеси.
  4. Готовая смесь заливается в топливный бак.

Рекомендации по приготовлению смеси бензина и масла

Если в топливной смеси для двухтактных двигателей недостаточно смазки, то при длительной работе агрегата появляется повышенная вибрация. Также в этом случае на поршне и цилиндре образуются неглубокие задиры по всей высоте боковой поверхности. При этом возможно разрушение поршневого кольца. Нехватка смазки способствует переносу металла с поршня на стенки цилиндра. В итоге двигатель заклинивает.

Добавив масла в топливную смесь больше требуемой нормы вы рискуете получить закоксовывание поршневого кольца и образование интенсивного нагара на поршне. Также признаком работы двигателя с избыточным количеством масла в топливной смеси является наличие нагара на свече зажигания и сильное закоксовывание сетчатого экрана глушителя, что выражается в потере мощности двигателя при работе.

Производители бензоинструмента рекомендуют придерживаться следующих пропорций и рекомендаций при приготовлении топливной смеси:

  • При использовании минерального масла для двухтактных двигателей с воздушным охлаждением соблюдайте пропорцию масло/бензин 1 : 40 (если иное не указано в инструкции к садовой технике).
  • При использовании синтетического масла для двухтактных двигателей с воздушным охлаждением соблюдайте пропорцию масло/бензин 1 : 50 (если иное не указано в инструкции к садовой технике).
  • Используйте масло с маркировкой «Для садовой техники». Не используйте масло для лодочных моторов, мотоциклов и т.д.
  • Для приготовления топливной смеси используйте чистый, свежий, неэтилированный бензин с октановым числом не ниже 92.
  • Для смешивания бензина с маслом используйте специальную емкость. Не смешивайте бензин с маслом непосредственно в топливном баке.
  • Не используйте старую топливную смесь со сроком хранения более 30 суток.

При подготовке бензоинструмента к длительному хранению выполните следующее:

  1. Слейте все топливо из топливного бака.
  2. Запустите двигатель до полной выработки топлива.
  3. Выверните свечу зажигания, залейте в цилиндр 30 мл высококачественного моторного масла для двух тактных или четырех тактных двигателей, вытяните рукоятку стартера, чтобы масло равномерно распределилось внутри двигателя, и установите свечу зажигания на место.
  4. Перед запуском двигателя после длительного хранения выверните свечу зажигания и слейте масло из цилиндра.

Классификация двухтактных масел

Классификация моторных масел API была создана в 1969 году Американским институтом топлива (American Petroleum Institute). Классификацию API называют классификацией по качеству моторных масел.

Классификация по API предусматривает деление масел на 4 категории:

  • ТА – для моторов 2t с воздушным охлаждением, используемых в мопедах, мотоблоках до 50 см3 или до 200 см3.
  • ТВ – применяются в бензопилах, скутерах с рабочим объемом цилиндра 50-200 см3.
  • ТС – используются в снегоходах, мотоциклах.
  • TD – используются в лодочных моторах, гидроскутерах.

JASO (Японская организация по автомобильным стандартам), в которую входят все крупнейшие автомобилестроительные компании Японии, подразделяет масла для двухтактных двигателей на 4 группы: 

  • FA – класс с минимальными требованиями к дымности выхлопа.
  • FB – соответствуют высоким требованиям к выделению дыма.
  • FC – это класс бездымных масел.
  • FD – улучшенные бездымные масла (для яхт, катеров).

В настоящее время международная организация по стандартизации (ISO) классифицирует масла для двухтактных двигателей по трем категориям: ISO-L-EGB, -EGC, -EGD. Категории ISO-L-EGB и -EGC отражают требования JASO категорий FB и FC и нуждаются в дополнительном доказательстве чистоты поршня. ISO-L-EGC и -EGD нуждаются в доказательстве низкой дымности аналогично JASO FC.

Масляно-дизельная смесь

Использование двухтактного моторного масла в дизельном топливе, заливаемом в мотоблок, повышает цетановое число, от которого зависит равномерность работы двигателя. Добавление масла снижает образование сажи, а также препятствует кристаллизации парафина, содержащегося в дизельном топливе.

Для улучшения работы мотора мотоблока пропорция, определенная практическим путем, составляет 1 : 200, или 5 мл масла на 1 л дизельного топлива. В условиях низких температур использование двухтактного масла в дизельном топливе облегчает старт мотора.

Таблица пропорций масла и бензина для двухтактного бензинового двигателя

В инструкциях по эксплуатации двухтактных двигателей приведены следующие распространенные пропорции смешивания компонентов топливной смеси:

  • Для мотоциклов, имеющих мощность свыше 10 лошадиных сил, рекомендуется готовить топливную смесь, в которой масло будет составлять 1 часть, а бензин — 20 частей. В период обкатки мотора пропорция должна быть более насыщенной, и составлять 1 : 15.
  • Для небольших двигателей мотоблоков обкатку рекомендуют производить, создавая смесь в пропорции 1 : 20. Для дальнейшей эксплуатации нужно придерживаться пропорции 1 : 30 (35).
  • Бензопилы эксплуатируют при соотношениях масла и бензина 1 : 40 (для обкатки) и 1 : 50 (при последующей эксплуатации).
  • Для небольших триммеров и бензокос требуется гораздо меньшее количество моторного масла. Здесь пропорция топливной смеси масло-бензин составляет 1 : 50.

Количество бензина и моторного масла для приготовления топливной смеси:

Пропорция Количество готовой смеси
Готовая смесь, л Бензин, л Масло, мл
1:15 1,0 0,933 66,7
1:15 2,0 1,867 133,3
1:15 3,0 2,800 200,0
1:15 4,0 3,733 266,7
1:15 5,0 4,667 333,3
1:15 6,0 5,600 400,0
1:15 7,0 6,533 466,7
1:15 8,0 7,467 533,3
1:15 9,0 8,400 600,0
1:15 10,0 9,333 666,7
1:15 11,0 10,267 733,3
1:15 12,0 11,200 800,0
1:15 13,0 12,133 866,7
1:15 14,0 13,067 933,3
1:15 15,0 14,000 1000,0
1:15 16,0 14,933 1066,7
1:15 17,0 15,867 1133,3
1:15 18,0 16,800 1200,0
1:15 19,0 17,733 1266,7
1:15 20,0 18,667 1333,3
1:20 1,0 0,950 50,0
1:20 2,0 1,900 100,0
1:20 3,0 2,850 150,0
1:20 4,0 3,800 200,0
1:20 5,0 4,750 250,0
1:20 6,0 5,700 300,0
1:20 7,0 6,650 350,0
1:20 8,0 7,600 400,0
1:20 9,0 8,550 450,0
1:20 10,0 9,500 500,0
1:20 11,0 10,450 550,0
1:20 12,0 11,400 600,0
1:20 13,0 12,350 650,0
1:20 14,0 13,300 700,0
1:20 15,0 14,250 750,0
1:20 16,0 15,200 800,0
1:20 17,0 16,150 850,0
1:20 18,0 17,100 900,0
1:20 19,0 18,050 950,0
1:20 20,0 19,000 1000,0
1:25 0,5 0,480 20,0
1:25 0,6 0,576 24,0
1:25 0,8 0,768 32,0
1:25 1,0 0,960 40,0
1:25 1,5 1,440 60,0
1:25 2,0 1,920 80,0
1:25 2,5 2,400 100,0
1:25 3,0 2,880 120,0
1:25 3,5 3,360 140,0
1:40 0,5 0,488 12,5
1:40 0,6 0,585 15,0
1:40 0,8 0,780 20,0
1:40 1,0 0,975 25,0
1:40 1,5 1,463 37,5
1:40 2,0 1,950 50,0
1:40 2,5 2,438 62,5
1:40 3,0 2,925 75,0
1:40 3,5 3,413 87,5
1:50 0,5 0,490 10,0
1:50 0,6 0,588 12,0
1:50 0,8 0,784 16,0
1:50 1,0 0,980 20,0
1:50 1,5 1,470 30,0
1:50 2,0 1,960 40,0
1:50 2,5 2,450 50,0
1:50 3,0 2,940 60,0
1:50 3,5 3,430 70,0