Пропорция бензин масло — калькулятор, таблицы, особенности выбора соотношения
Правильная пропорция бензина и масла важна для двухтактных двигателей. Ведь именно здесь, в отличие от четырехтактных ДВС, смазывание поверхностей коленвала, поршневой группы, подшипников происходит при помощи масла, содержащегося в бензине. Перенасыщенное маслом топливо приведет к появлению сажи на цилиндрах и уменьшению КПД двигателя. Нехватка же масла приведет к разрушению поршневых колец, заклиниванию мотора из-за чрезмерного трения.
В данном обзоре приведен калькулятор пропорции бензин-масло для двухтактных двигателей. Он облегчит расчет топливной смеси. Также рассмотрены основные рекомендации, правила смешивания и таблицы пропорций бензина и масла.
Пропорция бензин масло — онлайн калькулятор
При приготовлении топливной смеси необходимо соблюдать указанную в инструкции пропорцию. Для расчета введите количество бензина, которое будет использоваться. Далее укажите соотношение (пропорцию) масла к бензину. Например, введя значение 20, получим соотношение 1 к 20 (1 часть масла к 20 частям бензина).
Нажав кнопку «Рассчитать» вы получите результат — требуемое количество масла в литрах и миллилитрах.
Для приготовления смеси:
- Наливается бензин в емкость до необходимой отметки.
- Доливается масло до верхней отметки.
- Закрывается крышка и производится перемешивание смеси.
- Готовая смесь заливается в топливный бак.
Рекомендации по приготовлению смеси бензина и масла
Если в топливной смеси для двухтактных двигателей недостаточно смазки, то при длительной работе агрегата появляется повышенная вибрация. Также в этом случае на поршне и цилиндре образуются неглубокие задиры по всей высоте боковой поверхности. При этом возможно разрушение поршневого кольца. Нехватка смазки способствует переносу металла с поршня на стенки цилиндра. В итоге двигатель заклинивает.
Добавив масла в топливную смесь больше требуемой нормы вы рискуете получить закоксовывание поршневого кольца и образование интенсивного нагара на поршне. Также признаком работы двигателя с избыточным количеством масла в топливной смеси является наличие нагара на свече зажигания и сильное закоксовывание сетчатого экрана глушителя, что выражается в потере мощности двигателя при работе.
Производители бензоинструмента рекомендуют придерживаться следующих пропорций и рекомендаций при приготовлении топливной смеси:
- При использовании минерального масла для двухтактных двигателей с воздушным охлаждением соблюдайте пропорцию масло/бензин 1 : 40 (если иное не указано в инструкции к садовой технике).
- При использовании синтетического масла для двухтактных двигателей с воздушным охлаждением соблюдайте пропорцию масло/бензин 1 : 50 (если иное не указано в инструкции к садовой технике).
- Используйте масло с маркировкой «Для садовой техники». Не используйте масло для лодочных моторов, мотоциклов и т.д.
- Для приготовления топливной смеси используйте чистый, свежий, неэтилированный бензин с октановым числом не ниже 92.
- Для смешивания бензина с маслом используйте специальную емкость. Не смешивайте бензин с маслом непосредственно в топливном баке.
- Не используйте старую топливную смесь со сроком хранения более 30 суток.
При подготовке бензоинструмента к длительному хранению выполните следующее:
- Слейте все топливо из топливного бака.
- Запустите двигатель до полной выработки топлива.
- Выверните свечу зажигания, залейте в цилиндр 30 мл высококачественного моторного масла для двух тактных или четырех тактных двигателей, вытяните рукоятку стартера, чтобы масло равномерно распределилось внутри двигателя, и установите свечу зажигания на место.
- Перед запуском двигателя после длительного хранения выверните свечу зажигания и слейте масло из цилиндра.
Классификация двухтактных масел
Классификация моторных масел API была создана в 1969 году Американским институтом топлива (American Petroleum Institute). Классификацию API называют классификацией по качеству моторных масел.
Классификация по API предусматривает деление масел на 4 категории:
- ТА – для моторов 2t с воздушным охлаждением, используемых в мопедах, мотоблоках до 50 см3 или до 200 см3.
- ТВ – применяются в бензопилах, скутерах с рабочим объемом цилиндра 50-200 см3.
- ТС – используются в снегоходах, мотоциклах.
- TD – используются в лодочных моторах, гидроскутерах.
JASO (Японская организация по автомобильным стандартам), в которую входят все крупнейшие автомобилестроительные компании Японии, подразделяет масла для двухтактных двигателей на 4 группы:
- FA – класс с минимальными требованиями к дымности выхлопа.
- FB – соответствуют высоким требованиям к выделению дыма.
- FC – это класс бездымных масел.
- FD – улучшенные бездымные масла (для яхт, катеров).
В настоящее время международная организация по стандартизации (ISO) классифицирует масла для двухтактных двигателей по трем категориям: ISO-L-EGB, -EGC, -EGD. Категории ISO-L-EGB и -EGC отражают требования JASO категорий FB и FC и нуждаются в дополнительном доказательстве чистоты поршня. ISO-L-EGC и -EGD нуждаются в доказательстве низкой дымности аналогично JASO FC.
Масляно-дизельная смесь
Использование двухтактного моторного масла в дизельном топливе, заливаемом в мотоблок, повышает цетановое число, от которого зависит равномерность работы двигателя. Добавление масла снижает образование сажи, а также препятствует кристаллизации парафина, содержащегося в дизельном топливе.
Для улучшения работы мотора мотоблока пропорция, определенная практическим путем, составляет 1 : 200, или 5 мл масла на 1 л дизельного топлива. В условиях низких температур использование двухтактного масла в дизельном топливе облегчает старт мотора.
Таблица пропорций масла и бензина для двухтактного бензинового двигателя
В инструкциях по эксплуатации двухтактных двигателей приведены следующие распространенные пропорции смешивания компонентов топливной смеси:
- Для мотоциклов, имеющих мощность свыше 10 лошадиных сил, рекомендуется готовить топливную смесь, в которой масло будет составлять 1 часть, а бензин — 20 частей. В период обкатки мотора пропорция должна быть более насыщенной, и составлять 1 : 15.
- Для небольших двигателей мотоблоков обкатку рекомендуют производить, создавая смесь в пропорции 1 : 20. Для дальнейшей эксплуатации нужно придерживаться пропорции 1 : 30 (35).
- Бензопилы эксплуатируют при соотношениях масла и бензина 1 : 40 (для обкатки) и 1 : 50 (при последующей эксплуатации).
- Для небольших триммеров и бензокос требуется гораздо меньшее количество моторного масла. Здесь пропорция топливной смеси масло-бензин составляет 1 : 50.
Количество бензина и моторного масла для приготовления топливной смеси:
Пропорция | Количество готовой смеси | ||
Готовая смесь, л | Бензин, л | Масло, мл | |
1:15 | 1,0 | 0,933 | 66,7 |
1:15 | 2,0 | 1,867 | 133,3 |
1:15 | 3,0 | 2,800 | 200,0 |
1:15 | 4,0 | 3,733 | 266,7 |
1:15 | 5,0 | 4,667 | 333,3 |
1:15 | 6,0 | 5,600 | 400,0 |
1:15 | 7,0 | 6,533 | 466,7 |
1:15 | 8,0 | 7,467 | 533,3 |
1:15 | 9,0 | 8,400 | 600,0 |
1:15 | 10,0 | 9,333 | 666,7 |
1:15 | 11,0 | 10,267 | 733,3 |
1:15 | 12,0 | 11,200 | 800,0 |
1:15 | 13,0 | 12,133 | 866,7 |
1:15 | 14,0 | 13,067 | 933,3 |
1:15 | 15,0 | 14,000 | 1000,0 |
1:15 | 16,0 | 14,933 | 1066,7 |
1:15 | 17,0 | 15,867 | 1133,3 |
1:15 | 18,0 | 16,800 | 1200,0 |
1:15 | 19,0 | 17,733 | 1266,7 |
1:15 | 20,0 | 18,667 | 1333,3 |
1:20 | 1,0 | 0,950 | 50,0 |
1:20 | 2,0 | 1,900 | 100,0 |
1:20 | 3,0 | 2,850 | 150,0 |
1:20 | 4,0 | 3,800 | 200,0 |
1:20 | 5,0 | 4,750 | 250,0 |
1:20 | 6,0 | 5,700 | 300,0 |
1:20 | 7,0 | 6,650 | 350,0 |
1:20 | 8,0 | 7,600 | 400,0 |
1:20 | 9,0 | 8,550 | 450,0 |
1:20 | 10,0 | 9,500 | 500,0 |
1:20 | 11,0 | 10,450 | 550,0 |
1:20 | 12,0 | 11,400 | 600,0 |
1:20 | 13,0 | 12,350 | 650,0 |
1:20 | 14,0 | 13,300 | 700,0 |
1:20 | 15,0 | 14,250 | 750,0 |
1:20 | 16,0 | 15,200 | 800,0 |
1:20 | 17,0 | 16,150 | 850,0 |
1:20 | 18,0 | 17,100 | 900,0 |
1:20 | 19,0 | 18,050 | 950,0 |
1:20 | 20,0 | 19,000 | 1000,0 |
1:25 | 0,5 | 0,480 | 20,0 |
1:25 | 0,6 | 0,576 | 24,0 |
1:25 | 0,8 | 0,768 | 32,0 |
1:25 | 1,0 | 0,960 | 40,0 |
1:25 | 1,5 | 1,440 | 60,0 |
1:25 | 2,0 | 1,920 | 80,0 |
1:25 | 2,5 | 2,400 | 100,0 |
1:25 | 3,0 | 2,880 | 120,0 |
1:25 | 3,5 | 3,360 | 140,0 |
1:40 | 0,5 | 0,488 | 12,5 |
1:40 | 0,6 | 0,585 | 15,0 |
1:40 | 0,8 | 0,780 | 20,0 |
1:40 | 1,0 | 0,975 | 25,0 |
1:40 | 1,5 | 1,463 | 37,5 |
1:40 | 2,0 | 1,950 | 50,0 |
1:40 | 2,5 | 2,438 | 62,5 |
1:40 | 3,0 | 2,925 | 75,0 |
1:40 | 3,5 | 3,413 | 87,5 |
1:50 | 0,5 | 0,490 | 10,0 |
1:50 | 0,6 | 0,588 | 12,0 |
1:50 | 0,8 | 0,784 | 16,0 |
1:50 | 1,0 | 0,980 | 20,0 |
1:50 | 1,5 | 1,470 | 30,0 |
1:50 | 2,0 | 1,960 | 40,0 |
1:50 | 2,5 | 2,450 | 50,0 |
1:50 | 3,0 | 2,940 | 60,0 |
1:50 | 3,5 | 3,430 | 70,0 |