Что такое байпас в системе отопления


Байпас (байпасный обвод) – это резервный трубопровод, служащий для перенаправления протока теплоносителя в обход (либо параллельно) определенного участка отопительной магистрали.
Как правило, на участке с байпасом устанавливается определенное оборудование. В данном обзоре рассмотрена комбинация из батареи отопления и байпаса в однотрубной системе отопления.
Принцип работы и функции байпаса
Принцип работы байпасного узла заключается в следующем:
- Как только температура воздуха в помещении поднимается до комфортного уровня и в дальнейшем перегреве нет необходимости, вы перекрываете вентили на входе и выходе из батареи (терморегулятор, запорный кран), и горячая вода по байпасу проходит мимо радиатора, давая возможность лучше прогреться последующим радиаторам в доме.
Установка байпаса целесообразна только при однотрубной системе. Здесь он выполняет следующие функции:
- В связке с терморегулятором, который замедляет движение теплоносителя, байпас позволяет избыточную часть теплоносителя быстро и беспрепятственно перенаправить обратно в стояк системы, и далее — к следующим радиаторам отопления.
- В связке с отсечными кранами позволяет демонтировать радиатор без остановки потока в системе.
- Функция балансировки заключается в отводе излишнего теплоносителя, и дальнейшем его эффективном перераспределении по всей системе.
Рекомендации по монтажу байпаса
При установке байпаса необходимо соблюдать определенные правила:
- Диаметр байпаса должен быть меньше основной трубы на один калибр. Иначе по законам гидравлики весь теплоноситель будет течь по пути наименьшего сопротивления мимо радиатора отопления. К примеру, если подводка имеет ∅ ¾ дюйма, то для байпаса нужно применить ∅ ½ дюйма.
- Устанавливать байпас нужно как можно ближе к батарее отопления и, соответственно, дальше от стояка.
- На стадии проектирования решите, насколько автоматизированным должен быть процесс управления радиатором отопления. В соответствии с этим в дальнейшем используйте запорные краны или терморегуляторы.
- Нужно учитывать, что после установки байпаса теплоносителя в радиатор будет поступать на 30-35% меньше, а теплоотдача снизится на 10 — 15%. С учетом этого нужно подбирать типоразмер нового радиатора.
- Не рекомендуется устанавливать запорный кран на самом байпасе. Это особенно актуально в многоквартирных домах, когда по неосмотрительности, перекрыв этот кран и краны на радиаторе, вы останавливаете поток теплоносителя во всей системе.
Схемы монтажа байпаса в системе отопления
Установка байпаса на батарею отопления должна производиться с выполнением условий по диаметрам труб в узле, подбором оптимального места и правильной компоновки. С учетом возможности случайного перекрытия основного контура отопления, не допустимо наличие запорной арматуры на участке от стояка до самого байпаса и на самом байпасе. Для сбалансированной работы системы, перемычку байпаса необходимо монтировать на максимальном удалении от магистральной трубы и на минимальном от самой батареи.
Схематически узел байпаса в системе однотрубного отопления представлен в следующей таблице:
![]() |
![]() |
Схема монтажа байпаса при диагональном, нижнем и боковом подключении в однотрубной системе отопления. ДУ1 – диаметр условного прохода трубы стояка отопления. ДУ2 – диаметр труб подводки к радиатору (от тройника до радиатора отопления). Данный диаметр должен быть на один размер меньше диаметра трубы стояка. ДУ3 – диаметр байпаса. Он на один размер меньше труб подводки и на два размера меньше трубы стояка. |
Более детально все компоненты, входящие в узел байпаса, рассмотрены в двух следующих схемах. Они являются распространенными, но стоит отметить о наличие иных вариантов исполнения — с использованием металлопластиковой трубы с опрессовкой фитингов или готового байпаса, с уже нанесенными резьбовыми участками.
Первая схема — байпасный узел радиатора, выполненный из полипропиленовых труб с напаянными фитингами:
![]() |
1) Труба контура отопления (стояк). |
2) Резьбовой фитинг для перехода с металлической трубы на полипропиленовую. | |
3) Участок трубы, которым будет задаваться расстояние от оси стояка до байпаса. | |
4) Тройники, разделяющие поток на трубу подводки и на байпас. | |
5) Участок подводки к радиатору. | |
6) Перемычка-байпас. | |
7) Фитинги для перехода со сварных соединений полипропилена на резьбовые (металлические). | |
8) Штуцеры, вкручиваемые в радиатор, для соединения с накидными гайками (американками). | |
9) Накидная гайка (американка) | |
10) Терморегулятор. | |
11) Запорный кран. |
Используя металлические трубы, монтаж байпаса можно производить как при помощи сварки, так и с применением деталей с резьбовыми соединениями (краны, тройники, переходники).
![]() |
Сантехнический комплект металлических изделий для обвязки радиатора с установкой байпаса. |
Выбор варианта исполнения байпаса в связке с радиатором отопления зависит конкретной системы и наличия требуемых расходников. Так, если вся система смонтирована с использованием полипропиленовых труб, то разумным и простым решением будет выполнить байпас из тех же материалов. В случае же с металлическим стояком можно для байпаса использовать как металлические трубы, так и полипропиленовые, металлопластиковые (при желании).
Видео по теме
Краткий итог: устанавливая байпас, отнесите его от стояка ближе к радиатору отопления; исключите наличие запорного крана на байпасе; подбирайте нужные фитинги и диаметры для труб в узле.